проекты
Гжель – возрождение сердца русской народной керамики
Раменский

«…Народное творчество-душа народа и его сила и гордость…

оно не раз спасало и объединяло народ».


И.Я. Билибин

Предпосылки реализации проекта

Жемчужиной, украшением художественного, культурного, производственного и духовного потенциала не только Подмосковья, но и всей России, брендом мирового значения, является расположенный на территории Раменского округа кластер народных художественных промыслов – «Гжель», «Гжельский куст», как его называют в обиходе профессионалы. Само значение народных художественных промыслов в мире было еще раз подтверждено в 2008 году, когда Всемирный фонд ЮНЕСКО включил выдающиеся народные промыслы, наряду с традициями и обычаями, в список нематериального культурного наследия человечества.

Производство русской керамики на гжельской земле зародилось в стародавние времена. Еще при царе Алексее Михайловиче заезжали в деревни вдоль Егорьевского тракта московские купцы, закупали белую, уникальную для того времени, глиняную утварь-посуду и возами тянули ее на ярмарки Москвы, Рязани, Нижнего Новгорода. Богата была эта болотистая земля доступной белой глиной, которая, спустя какое-то время, привлекла внимание самого Михаила Васильевича Ломоносова. Он-то по сути и дал рождение производству русского фарфора. Так что с полным основанием можно именовать гжельскую землю «колыбелью русского фарфора».

Популярность Русской Гжели сохраняется уже более двух веков. Несмотря на небольшой производственный спад в конце XIX века, в дальнейшем гжельские народные промыслы начали свое триумфальное шествие по миру. Этому способствовала не только уникальная техника, но и сам процесс производства. Любое керамическое изделие из Гжели расписывается вручную. Мастера используют сложный растительный орнамент и неизменное еще с XIX века глазурование поверхности. Для Гжели фон изделия должен быть обязательно белым, никакие другие оттенки не допускаются. К каждому предмету подходят индивидуально, уделяют ему много времени, что повышает ценность готовой работы. Современная техника гжели особенно востребована на Ближнем Востоке и в Азии, хотя ей восхищаются и европейские мастера. Запоминающиеся бело-синие узоры используют не только в посуде или декоре – известный модный дом Valentino, к осенне-зимнему сезону 2013-2014, представил коллекцию одежды с принтами «под гжель». Это произвело настоящий фурор.


Однако на современном этапе в развитии гжельских народных художественных промыслов наметился системный кризис, связанный, в том числе, с разделением экосистемы Гжельского куста на, если так можно выразиться, «инвестиционную» и «художественно-промысловую». В 2019 году Сбербанк и АФК «Система» приобрели по 37,5% в управляющей компании «Гжель», которая владеет заводом Ордена Дружбы Народов «Объединение Гжель», бывшим крупнейшим производителем гжели в Советском Союзе. Эта компания называет себя «крупнейшей и старейшей» компанией, производящей гжельские изделия народного художественного промысла (НХП). В этой связи началась неизбежная унификация производства изделий народных художественных промыслов и вымывание кадров и творческого потенциала из «художественно-промысловой» сферы, которая сохраняет самобытность и традиции гжельских мастеров и основу которой составляют мастера, действующие как индивидуальные предприниматели.

Дополнительный экономический удар, который получил, в первую очередь, «художественно-промысловый» сектор Гжели, был связан с эпидемией COVID19. На фоне пандемийных ограничений и падения реальной покупательной способности населения, предприятия и индивидуальные предприниматели, мастера и работник сферы НХП оказались в крайне тяжелом финансовом положении. При этом, сумма финансовой поддержки в период пандемии на одного работника отрасли со стороны федерального бюджет составила лишь 895 рублей.

Отдельно следует упомянуть, что Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р, содержит лишь формальное упоминание о НХП. В свою очередь, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. N 2613-р была утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года (далее – Концепция). Методическая основа, классификация креативных индустрий и базовые понятия-определения Концепции разработаны, как указано в самом документе, «в соответствии с подходами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)», согласно которым «креативные (творческие) индустрии сочетают создание, производство и коммерциализацию товаров и услуг, которые преимущественно основаны на использовании результатов интеллектуальной деятельности». В соответствии с Концепцией народно-художественные промыслы и ремесла были отнесены к креативным индустриям, наряду с блогерством, производством видеоигр. Решение не просто спорное, но глубоко ошибочное.

Народные художественные промыслы являются частью нематериального культурного наследия народов России, а деятельность по их созданию осуществляется, в соответствии с Федеральным законом от 06.01.1999 г №7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (далее – Закон) на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности, то есть в местах традиционного бытования (далее – МТБ). Что касается креативных индустрий, то они, по выражению ученого, автора классического труда «Креативные индустрии» Джона Хартли, «являются предприятиями, которые монетизируют (креативные) идеи в потребительской экономике», а их производственной сущностью, идеологией, является не преемственность и сохранение традиций, а напротив – создание совершенно новых, основанных на использовании результатов интеллектуальной деятельности и современных цифровых технологий, товаров и услуг. Таким образом, с точки зрения принятых в нашей стране подходов к социально-экономической классификации отраслей и сфер жизнедеятельности, а также по своей культурно-экономической сущности, креативные индустрии являются антиподом НХП. Следует отметить, что креативные индустрии во всем мире и в нашей стране почти всегда размещаются в крупных городских агломерациях, где сконцентрированы основные факторы производства инновационной и высокотехнологичной продукции, тогда как НХП и места их традиционного бытования, в соответствии со своей социально-экономической миссией и согласно Закону, расположены в МТБ, то есть, по большей части, в малых городах и сельских населенных пунктах. Кроме того, художественное творчество, которое лежит в основе НХП, не является и никогда не будет являться сферой предпринимательства, его основной целью не является извлечение прибыли, в то время как согласно определению, данному в Концепции «креативные (творческие) индустрии - сферы деятельности, в которых … производят товары и оказывают услуги, имеющие экономическую ценность…». О художественной, духовной, культурной ценности в определении не сказано…
Сопровождение проекта

Начало сопровождению данного, сложнейшего комплексного проекта, который включает в себя проблемы территориального развития, духовных и культурных ценностей, трудные и глубокие экономические и социальные вопросы, а также вопросы производственного и отраслевого развития, было положено в декабре 2021 года, когда в рамках рабочего визита в городской округ Раменский министр физической культуры и спорта Московской области Роман Терюшков посетил Гжельский фарфоровый завод и предприятие «Галактика и компания». «Продукцию Гжели знают не только в России, но и во всем мире. Эта территория является центром фарфора в Российской Федерации. Сюда приезжают туристы, поэтому кластер должен получить особое внимание. Здесь должны быть все современные условия, чтобы и дальше привлекать туристический поток», - заявил тогда еще глава регионального спорта. Роман Игоревич отметил, что оба предприятия являются столпами гжельского промысла. «Эти производства имеют богатую историю, культурные традиции и хороший вектор для дальнейшего развития», - подчеркнул он. Почти три четверти производимых изделий завода являются предметами признанного художественного достоинства, выпускаемыми под маркой «Гжель 1818». Кроме того, продукция компании «Галактика и компания» постоянно участвует на выставках в городах России и Европы.

Роман Терющков напомнил, что спортивная отрасль постоянно сотрудничает с Гжельским фарфоровым заводом и предприятием «Галактика и компания». «Мы все прекрасно помним подарочные наборы для Олимпийских игр в Сочи, чемпионат мира по футболу в 2018 году также не остался незамеченным. Здесь в музее находится выставочный экземпляр, который был подарен капитану сборной Аргентины Лионелю Месси на день рождения, также представлены подарки бадминтонистам, дзюдоистам, каратистам. Знаменитый снеговик, символ кубка «Известий» по хоккею, также изготавливается в Гжели. Раменские сувениры пользуются большим спросом в спортивной отрасли», - резюмировал Роман Терюшков.

Далее, в конце 2021 года, уже в статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Роман Терюшков принял участие в общественном обсуждении проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О народных художественных промыслах» (далее – законопроект) и выступил против представленной версии законопроекта, предусматривающей попытку профильного министерства (Минпроторга России) сформировать правовую основу для новой эффективной «экосистемы народных художественных промыслов». Законопроект содержал существенное расширение полномочий Минпромторга России, предполагал многократное увеличение различных административных процедур, понятийный аппарат законопроекта допускал неоднозначное толкование и был сложен для правоприменения.

В ноябре 2021 года законопроект был повторно размещен на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их обсуждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.regulation.gov.ru).

Законопроектом предполагалось распространить меры государственной поддержки на новые субъекты – творческие мастерские, центры, научно-творческие лаборатории, саморегулируемые организации народных художественных промыслов. Кроме того, законопроект не отражал потребности основных субъектов народных художественных промыслов – организаций и мастеров народных художественных промыслов. Законопроект был не поддержан экспертным сообществом, которое консолидировал Роман Терюшков. В соответствии с этой позицией принятие законопроекта в представленной редакции могло бы нанести существенный ущерб сохранению и эффективному функционированию российских народных художественных промыслов. По итогам общественного обсуждения было принято решение о необходимости доработки законопроекта, и в представленной для обсуждения редакции законопроект в Госдуму внесен не был.

В марте 2023 года в Госдуму России Правительством Российской Федерации была внесена новая редакция законопроекта, к которому Романом Терюшковым были предложены поправки, сформированные при участии экспертного сообщества, заслуженных художников и мастеров, искусствоведов и культурологов. В конце декабря 2023 года законопроект был принят с учетом, в том числе, некоторых предложенных поправок.

К сожалению, предложения Романа Терюшкова, направленные на совершенствование правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в сфере народных художественных промыслов, поддержаны не были. Была отклонена поправка о предоставлении возможности самозанятым мастерам быть включенными в федеральный перечень организаций народных художественных промыслов и получать государственную поддержку на федеральном уровне. В настоящий момент такую поддержку получают только юридические лица. Также не нашли отражения в законе предложения об обеспечении государственной охраны мест традиционного бытования народных художественных промыслов, включая установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение инфраструктуры или сырьевых ресурсов, нарушение установленного порядка использования, причинение вреда месту традиционного бытования народных художественных промыслов.

В настоящий момент в Госдуме на рассмотрении находится проект федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» (далее – законопроект), которым народно-художественные промыслы, наряду с гастрономией и созданием компьютерных и видео игр, отнесены к видам креативных индустрий.

Учитывая консолидированную позицию сформированную депутатом совместно с предпринимателями, художниками и мастерами, сохраняющими и развивающими уникальное художественно-производственное наследие традиционной русской керамики - гжельского фарфора, а затем и с главами российских профессиональных ассоциаций НХП, в части недопустимости отнесения народных художественных промыслов к креативным индустриям, а также небрежность, допущенную авторами законопроекта, выразившуюся в неверном использовании в тексте законопроекта понятия «народные художественные промыслы», Романом Терюшковым ко второму чтению были поданы поправки к законопроекту, предусматривающие исключение народных художественных промыслов из креативных индустрий.

Об этом Депутат проинформировал Правительство Московской области и своих избирателей в ходе состоявшейся в декабре 2023 года Открытой трибуны на тему «Гжель: современное развитие народного художественного промысла». «Сейчас особенно важны единство и консолидация предприятий, мастеров, художников. И это касается всех народных художественных промыслов. Также я считаю, что необходимо создать рабочую группу при Мособлдуме для того, чтобы мы, как законодатели, могли обсуждать проблемы не только Гжели, но и других предприятий» - отметил Роман Терюшков. В мероприятии также приняли участие представители художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Подмосковья, руководители предприятий НХП, образовательных учреждений и администрации Раменского округа.
Итоги реализации проекта

Формирование гармоничной экосистемы народных художественных промыслов Гжели - главная цель Проект. В ходе этой работы создается современный художественно-промысловый кластер, обеспечивающий сохранение духовного и культурного наследия традиционной русской керамики. Основные принципы функционирования экосистемы НХП:

  1. Учет интересов всех участников деятельности по созданию массовых и уникальных гжельских изделий – мастеров и работников, занятых на предприятиях Гжельского куста, и индивидуальных мастеров;
  2. Обеспечение мастеров комплексной инфраструктурой поддержки;
  3. Развитие учебных заведений и образовательных программ, создающих кадровый потенциал сферы НХП и обеспечивающих непрерывность процесса передачи традиций и секретов дивного гжельского мастерства молодежи.

Однако уровень понимания и погружения в проблему сбережения и развития народных художественных промыслов позволил Роману Игоревичу Терюшкову поставить цель по полномасштабному реформированию и возрождению народных художественных промыслов всей России – созданию национальной экосистемы сферы народных художественных промыслов – одной из составляющих народной души, материального выражения ее духовного и культурного кода. Для этого предпринимаются и будут предприниматься соответствующие законодательные инициативы, поддерживаться формирование профессиональных объединений мастеров, не на словах, а на деле разделяющих традиционные духовно-нравственные ценности России, на которых и основаны народные художественные промыслы.

В самом Гжельском кусте инициативы депутата и профессионального сообщества гжельских мастеров будут способствовать реализации следующих национальных проектов:

  • «Культура»;
  • «Туризм и индустрия гостеприимства»;
  • «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Made on
Tilda