Предпосылки реализации проектаЖемчужиной, украшением художественного, культурного, производственного и духовного потенциала не только Подмосковья, но и всей России, брендом мирового значения, является расположенный на территории Раменского округа кластер народных художественных промыслов – «Гжель», «Гжельский куст», как его называют в обиходе профессионалы. Само значение народных художественных промыслов в мире было еще раз подтверждено в 2008 году, когда Всемирный фонд ЮНЕСКО включил выдающиеся народные промыслы, наряду с традициями и обычаями, в список нематериального культурного наследия человечества.
Производство русской керамики на гжельской земле зародилось в стародавние времена. Еще при царе Алексее Михайловиче заезжали в деревни вдоль Егорьевского тракта московские купцы, закупали белую, уникальную для того времени, глиняную утварь-посуду и возами тянули ее на ярмарки Москвы, Рязани, Нижнего Новгорода. Богата была эта болотистая земля доступной белой глиной, которая, спустя какое-то время, привлекла внимание самого Михаила Васильевича Ломоносова. Он-то по сути и дал рождение производству русского фарфора. Так что с полным основанием можно именовать гжельскую землю «колыбелью русского фарфора».
Популярность Русской Гжели сохраняется уже более двух веков. Несмотря на небольшой производственный спад в конце XIX века, в дальнейшем гжельские народные промыслы начали свое триумфальное шествие по миру. Этому способствовала не только уникальная техника, но и сам процесс производства. Любое керамическое изделие из Гжели расписывается вручную. Мастера используют сложный растительный орнамент и неизменное еще с XIX века глазурование поверхности. Для Гжели фон изделия должен быть обязательно белым, никакие другие оттенки не допускаются. К каждому предмету подходят индивидуально, уделяют ему много времени, что повышает ценность готовой работы. Современная техника гжели особенно востребована на Ближнем Востоке и в Азии, хотя ей восхищаются и европейские мастера. Запоминающиеся бело-синие узоры используют не только в посуде или декоре – известный модный дом Valentino, к осенне-зимнему сезону 2013-2014, представил коллекцию одежды с принтами «под гжель». Это произвело настоящий фурор.
Однако на современном этапе в развитии гжельских народных художественных промыслов наметился системный кризис, связанный, в том числе, с разделением экосистемы Гжельского куста на, если так можно выразиться, «инвестиционную» и «художественно-промысловую». В
2019 году Сбербанк и АФК «Система» приобрели по 37,5% в управляющей компании «Гжель», которая владеет заводом Ордена Дружбы Народов «Объединение Гжель», бывшим крупнейшим производителем гжели в Советском Союзе. Эта компания
называет себя «крупнейшей и старейшей» компанией, производящей гжельские изделия народного художественного промысла (НХП). В этой связи началась неизбежная унификация производства изделий народных художественных промыслов и вымывание кадров и творческого потенциала из «художественно-промысловой» сферы, которая сохраняет самобытность и традиции гжельских мастеров и основу которой составляют мастера, действующие как индивидуальные предприниматели.
Дополнительный экономический удар, который получил, в первую очередь, «художественно-промысловый» сектор Гжели, был связан с эпидемией COVID19. На фоне пандемийных ограничений и падения реальной покупательной способности населения, предприятия и индивидуальные предприниматели, мастера и работник сферы НХП оказались в крайне тяжелом финансовом положении. При этом, сумма финансовой поддержки в период пандемии на одного работника отрасли со стороны федерального бюджет составила лишь 895 рублей.
Отдельно следует упомянуть, что Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р, содержит лишь формальное упоминание о НХП. В свою очередь, Р
аспоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. N 2613-р была утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года (далее – Концепция). Методическая основа, классификация креативных индустрий и базовые понятия-определения Концепции разработаны, как указано в самом документе, «в соответствии с подходами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)», согласно которым «креативные (творческие) индустрии сочетают создание, производство и коммерциализацию товаров и услуг, которые преимущественно основаны на использовании результатов интеллектуальной деятельности». В соответствии с Концепцией народно-художественные промыслы и ремесла были отнесены к креативным индустриям, наряду с блогерством, производством видеоигр. Решение не просто спорное, но глубоко ошибочное.
Народные художественные промыслы являются частью нематериального культурного наследия народов России, а деятельность по их созданию осуществляется, в соответствии с Федеральным законом от 06.01.1999 г №7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (далее – Закон) на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности, то есть в местах традиционного бытования (далее – МТБ). Что касается креативных индустрий, то они, по выражению ученого, автора классического труда «Креативные индустрии» Джона Хартли, «являются предприятиями, которые монетизируют (креативные) идеи в потребительской экономике», а их производственной сущностью, идеологией, является не преемственность и сохранение традиций, а напротив – создание совершенно новых, основанных на использовании результатов интеллектуальной деятельности и современных цифровых технологий, товаров и услуг. Таким образом, с точки зрения принятых в нашей стране подходов к социально-экономической классификации отраслей и сфер жизнедеятельности, а также по своей культурно-экономической сущности, креативные индустрии являются антиподом НХП. Следует отметить, что креативные индустрии во всем мире и в нашей стране почти всегда размещаются в крупных городских агломерациях, где сконцентрированы основные факторы производства инновационной и высокотехнологичной продукции, тогда как НХП и места их традиционного бытования, в соответствии со своей социально-экономической миссией и согласно Закону, расположены в МТБ, то есть, по большей части, в малых городах и сельских населенных пунктах. Кроме того, художественное творчество, которое лежит в основе НХП, не является и никогда не будет являться сферой предпринимательства, его основной целью не является извлечение прибыли, в то время как согласно определению, данному в Концепции «креативные (творческие) индустрии - сферы деятельности, в которых … производят товары и оказывают услуги, имеющие экономическую ценность…». О художественной, духовной, культурной ценности в определении не сказано…