проекты
Возрождение усадьбы Фонвизиных
Бронницы
Предпосылки реализации проекта

Подмосковная земля богата на родовые гнезда великих людей России. Каждое такое место несет в себе непередаваемое очарование, дух русской усадьбы, дает возможность соприкоснуться, буквально ощутить материю истории нашего Отечества. Через архитектуру, уникальные природные рукотворные ландшафты, органично приходит гораздо более глубокое понимание сути жизни, свершений и творчества хозяев этих усадеб. Отдельное место в этом ряду занимает известная любому местному жителю усадьба Марьино в Бронницах – родовое имение выдающегося русского драматурга, одного из основоположников современной русской сатиры, автора гениального, хрестоматийного «Недоросля» - Дениса Ивановича Фонвизина. Значение Фонвизина для современников было таково, что он удостоился отдельного упоминания у Пушкина в бессмертном «Евгении Онегине»: «Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы...». Ему же, его гражданской позиции, в письме к брату, Александр Сергеевич дает короткую блестящую характеристику: «Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин. Что он за нехрист? Он русский, из прерусских русский».
В 1770-х годах хозяином имения числился помещик Дормидонт Хлопов. С 1792 года усадьба принадлежала Денису Ивановичу Фонвизину. Позже ее унаследовал младший брат Александр Иванович – отец героев Отечественной войны 1812 года, декабристов Михаила Александровича и Ивана Александровича Фонвизиных. После смерти Александра Ивановича имение перешло Ивану Александровичу.Именно здесь он безвыездно провёл долгие годы под полицейским надзором после декабрьского восстания. Михаила Александровича Фонвизина арестовали и сослали в Сибирь. Наталья Дмитриевна Фонвизина (Апухтина) в числе 11 жен декабристов сполна разделила все тяготы сибирской жизни с мужем. В 1852 году Иван Александрович составил завещание, в котором имение Марьино оставлял Наталье Дмитриевне. Скончался он в апреле 1853-го. В том же году Михаилу Фонвизину разрешили вернуться на родину и жить в имении брата, которого в живых он уже не застал. А в 1854 году умер и Михаил Фонвизин. Оба брата похоронены у собора Михаила Архангела. В 1857 году Наталья Дмитриевна вышла замуж за Ивана Ивановича Пущина. Марьино стало его последним местом жительства. Здесь он написал «Записки о Пушкине». Скончался И.И. Пущин в апреле 1859 года. После переезда Натальи Дмитриевны в Москву, на протяжении нескольких десятилетий усадьба Марьино сменила нескольких хозяев. Последним владельцем этого живописного уголка Подмосковья стал Л.М. Сухотин. В те времена главный дом, построенный из дерева в стиле ампир, окружали цветники и липовые аллеи.
Автор фотографии Ольга Погорельцева
Увы, но судьба самой усадьбы после революции сложилась не менее драматично, чем судьба рода Фонвизиных. Такова, зачастую, к сожалению, судьба многих памятников деревянного зодчества. Первый раз усадьба полностью выгорела в 1923 году. Однако в 1940 году на территории парка построили здание детского туберкулезного санатория по типу дворянских усадебных домов XIX века (известно, что еще с дореволюционных времен дачное направление юго-восточного Подмосковья с его уникальными сосновыми лесами, славилось как «легочная здравница»). Воссозданное здание, в котором хранились книги и вещи из старинного Марьино, уничтожил второй по счету пожар в 2014 году. К счастью часть книг и утвари удалось спасти и передать их в Раменский историко-художественный музей.
Большая художественная и историческая ценность усадьбы была признана еще во времена СССР, когда Решением Исполкома Мособлсовета депутатов трудящихся от 28.03.1972 N 317/7 "О дополнительной постановке на государственную охрану республиканского и местного значения памятников истории и культуры Московской области" в Список исторических памятников Московской области была занесена Усадьба-имение декабриста Михаила Александровича Фонвизина в селе Марьино. Однако до настоящего времени возможности по полноценному ресурсному обеспечению проекта возрождения Усадьбы Фонвизиных, имеющиеся у Подмосковья, не представляются адекватными сложности и масштабам необходимых для этого проектных, организационно-правовых
Сопровождение проекта.

В 2021 году Роман Терюшков был не только Министром физической культуры и спорта Московской области, но и куратором городского округа Бронницы от Правительства Подмосковья. При его непосредственном участии на регулярной основе на территории Усадьбы начали проводится субботники. На одном из таких субботников местные жители выразили ему пожелание восстановить сам исторический объект – Усадьбу, также высказали идею о рекультивации и ландшафтной реконструкции старинного парка, фрагменты которого сохранились здесь[1].

[1] https://mosaica.ru/ru/mo/news/2021/05/18/v-gorodskom-okruge-bronnitsy-na-subbotnike-priveli-v-poryadok-usadbu-marino
Уже в качестве Депутата Госдумы России Роман Терюшков погрузился в разработку подходов к реализации этого проекта со своими избирателями-броннича́нами в другом качестве и на ином уровне. Концептуальные сложности правового характера в реализации данного проекта состоят в том, что в основополагающих законодательных актах, регулирующих правоотношения в сфере сохранения и развития архитектурно-исторических ансамблей и памятников, архитектурного наследия – Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года и Федеральном законе от 25.05. 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» – «архитектурно-историческое наследие» в качестве отдельной категории объектов охранения не выделяется. При этом в Законе даются базовые определения таких понятий, как «объект культурного наследия», «памятник» и «ансамбль». В частности, к памятникам относятся отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями. В свою очередь ансамбли – это четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружения, дворцового и религиозного назначения; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства. К тому же деятельность, связанная с сохранением, реставрацией и использованием таких объектов дополнительно регулируется градостроительным законодательством. Таким образом на территории таких, во многом, утраченных объектов природно-ландшафтного и архитектурно-исторического наследия крайне тяжело определить границы и зоны ответственности тех или иных собственников и хозяйствующих субъектов. Это проблема номер один.
Вторая проблема, еще более важная – это, как водится, проблема ресурсного, финансового обеспечения. В вышеупомянутой Стратегии отмечается, что еще в 2016 году одной из острейших проблем в сфере государственной культурной политики являлась проблема сохранения культурно-исторических памятников, особенно в малых городах: «Большинство малых городов, неспособно самостоятельно решать многочисленные проблемы городского хозяйства. Значительное количество памятников истории и культуры в таких поселениях требует реставрации либо консервации, а большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждается в модернизации, недостаточно развита социальная инфраструктура».
Совместно с руководством городского округа в качестве подготовки к решению первой проблемы началась проработка правовых вопросов. Главой городского округа в адрес профильных органов власти Правительства Московской области было направлено письмо, в котором было указано, что в связи с отсутствием установленных границ территории и зон охраны объекта культурного наследия «Усадьба-имение декабриста Михаила Александровича Фонвизина, ХVIII-ХIХ вв.: остатки парка, пруд», защитная зона включает прилегающие территории площадью около 20 га., в границах которых запрещается возведение объектов капитального строительства, их реконструкция, связанная с изменением их параметров. В связи с этим, как было указано в письме, лица, являющиеся собственниками участков и объектов капитального строительства, расположенных в защитной зоне ОКН, не могут реализовать свои права по использованию земельных участков и объектов. В письме было упомянуто наличие многочисленных обращений жителей города Бронницы, связанных с необходимость снятия ограничений и одновременном проведении благоустройства территории усадьбы в целях воссоздания ее исторического облика, благоустройстве парка, повышение качества городской среды, для чего требовалось утверждение границы территории объекта культурного наследия. В результате разработка Проекта зон охраны Усадьбы Фонвизина была включена в перечень мероприятий государственной программы Московской области «Культура Подмосковья», а сам Проект в настоящее время проходит повторное согласование у заинтересованных центральных исполнительных органов Московской области.
Совместно с общественниками и Администрацией городского округа, Роман Терюшков продолжает работу по решению сложных правовых, кадастровых и градостроительных вопросов, определению Концепции, а также поиску источников финансирования Проекта.
По выражению гениального русского писателя Николая Васильевича Гоголя: «Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.
Возрождение былого облика и атмосферы бронницкой жемчужины в ожерелье архитектурно-исторических и парковых ансамблей Подмосковья – Усадьбы Фонвизиных – это трудный и долгий путь, и мы находимся только в его начале. Но этот путь необходимо пройти ради грядущих поколений, ради нас самих, ради нашего Великого Отечества и его Великой истории, дыхание которой чувствуем все мы. Возрождение Усадьбы станет поистине бесценным вкладом Бронницкого городского округа в реализацию Национальных проектов «Культура» и «Туризм и индустрия гостеприимства».
Made on
Tilda